воскресенье, 28 октября 2012 г.

Обеспечение ликвидности

Ulrich Bindseil, являющийся, наверное, единственным в ЕЦБ, в ком говорит разум, недавно выпустил работу "Dual liquidity crises under alternative monetary frameworks". Да, на титульной странице жирным текстом написано, что взгляды автора не обязаны отражать взгляды ЕЦБ. Тем не менее отрадно видеть подобные выводы, выходящими из стен ЕЦБ.

Сам текст занимает хороших 60 страниц во всех подробностях. Но следующие три параграфа из выводов удивительно точно суммируют реальность этого мира. Удивительно точно для центрального банка:
Under a paper standard and with flexible exchange rates, liquidity buffers are in principle unlimited as the domestic central bank only faces constraints set by its own risk management policy when dealing with a financial crisis. If the central bank is prohibited from or refuses to be the lender of last resort to debt securities markets and in particular to its government, debt issuers have to rely on the domestic banking sector to perform this stabilizing function. This implies additional risks to financial stability, for example because the banking sector may encounter capital limitations in acting as a lender of last resort. Moreover, even if the banking sector performs this role, the central bank has to provide the banking sector with the needed additional liquidity and allow the banks to submit securities for which they assume the role of lender of last resort as central bank collateral
В бумажной денежной системе с плавающим обменным курсом центральный банк обязан выступать кредитором последней инстанции на рынке долговых обязательств и в особенности долговых обязательств собственного правительства. Если законы запрещают или центральный банк отказывается выступать в этой роли, центральный банк должен обеспечить требуемую ликвидность банковскому сектору, который берет на себя функцию кредитора в последней инстанции.
Indeed, under a monetary financing prohibition, the banks have to take the burden to provide themselves the lender of last resort function to government (if other investors have been frightened away). This is however a less effective lender of last resort due to the collateral, liquidity, regulatory, and stigmatization constraints that limit banks, in contrast to central banks. Moreover, the additional exposure that banks load onto their books when acting as lender of last resort for Governments makes the country more vulnerable to diabolic solvency loops between the sovereign and the banks.
Коммерческие банки являются менее эффективным кредитором в последней инстанции правительства по сравнению с центральным банком. Дополнительный риск, который коммерческие банки берут на себя, ведет к возникновению замкнутого круга кредитоспособности между государством и банками.
At the end we find that a central bank that is largely unconstrained in its provision of liquidity has more policy choices. This potentially allows an independent, competent and long-term social welfare maximizing central bank to choose better policies. By contrast, domestic as well as external constraints that strictly limit the elasticity of liquidity provision, whatever the merits that originally motivated their introduction, might imply that a country is unable to respond appropriately to liquidity shocks.
Независимый и компетентный центральный банк, который в принципе неограничен в предоставлении ликвидности, обладает большим выбором инструментов монетарной политики и, соответственно, возможностей для долгосрочной максимизации социального благосостояния. В противоположность этому, внутренние и внешние ограничения, которые жестко ограничивают предоставление ликвидности и независимо от их изначальной мотивации, допускают, что страна будет неспособна реагировать необходимым образом на шоки ликвидности.

Переводя на понятный нормальным людям язык...

Независимо от истерик "золотых жуков", мнения неолиберальных законов и т.п. центральный банк существует, чтобы обеспечить ликвидность банковской системы и собственного правительства.

В финансовой системе без идеологически мотивированных ограничений центральный банк является покупателем в последней инстанции облигаций собственного правительства. И по этой причине в такой системе облигации правительства не имеют кредитного риска, а их цена напрямую или косвенно определяется центральным банком. Все выстроенные сложности на пути центрального банка к выполнению этой функции являются по сути эфемерными и лишь мешают финансовой стабильности.

В противоположность этому в финансовой системе с разными ограничениями и, в частности, в такой убогой системе как еврозона, все участники несут кредитные риски, а круговая порука их взаимоусиливает. Финансовая стабильность отсутствует в принципе, а система, при первом же шоке ликвидности, начинает стремиться к естественной дезинтеграции.

Впрочем, про дезинтеграцию - это уже от меня лично.

Отрадно видеть подобные выводы исходящими из стен ЕЦБ независимо от того, чье мнение они представляют.

Неужели эти материи так сложны для профессиональных банкиров?

8 комментариев:

  1. "Если законы запрещают или центральный банк отказывается выступать в этой роли, центральный банк должен обеспечить требуемую ликвидность банковскому сектору, который берет на себя функцию кредитора в последней инстанции."

    Я бы в банкстеры пошел, пусть меня научат.
    А и в самом деле, если я, например, решил заняться бизнесом в сфере производства каких-нибудь гаджетов и наклепал никому не нужных электронных штучек, то мой бизнес накрывается а я становлюсь банкротом и до меня никому нет никакого дела, типа сам виноват. А вот если у меня есть банк, да еще и достаточно крупный, то мне уж и сам черт не страшен потому как у меня за спиной всегда есть всемогущий ЦБ с неограниченой ликвидностью, который просто таки "ДОЛЖЕН обеспечить требуемую ликвидность банковскому сектору, который берет на себя функцию кредитора в последней инстанции".
    Навыдавал "плохих" кредтов и голова не болит, ЦБ всегда подкинет ликвидности, а то и вовсе скупит "плохие долги", как фед, например, сделал с mbs в свое время.
    Про политиков и чиновников и говорить особо нечего. В погоне за голосами избирателей удержаться от прорвы различных госрасходов будет просто невозможно, если ЦБ с его печатным станком подписать на прямую скупку долговых обязательств правительства.
    Вобщем и в ЕЦБ без своего Д'Артаньяна не обошлось, как видно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Via4eslav, я только "за", чтобы плохие банки становились историей. Но ведь речь шла не об этом, и эти вещи совершенно не связаны. Поэтому у любого центрального банка, помимо стабильности финансовой (платежной) системы, есть еще и обязанность банковского надзора. Более того, сейчас вообще стало модным разделять функции банковского надзора и монетарную политику. Например, последние дебаты в евросоюзе и еврозоне относительно банковского союза как раз таки и упираются в эту проблему. А MBS, купленные ФРС, гарантированы государством. Так что ФРС скупал исключительно надежные долги, которые до сих пор имеют рейтинг AAA от двух основных агентств, какая бы цена этим рейтингам не была.

      Что касается чиновников и политиков, то, как говорит Д'Артаньян, центральный банк не может решить все проблемы, включая и проблемы правительства с чиновниками и их политических взаимоотношений с электоратом. Так может центральному банку и не стоит даже лезть в эти вопросы? И просто заниматься своим делом? И что интересно, в реальности различные госрасходы частно оседают в карманах приближенных коммерческих структур, а не избирателей.

      Существующая система не является единственно возможной. Но давайте делить правое и левое и от каждого требовать то, что от него требуется и ожидается в рамках *существующей* системы. И если от центрального банка ожидается финансовая стабильность, то мы с него ее и будет требовать. И если для этого требуется а), б) и в), то так тому и быть. И если для этого нужен Д'Артаньян, потому что у Трише и Вайдмана могзи набекрень, то так тому и быть. Да, возможно, что б) является лучше, чем а). Но если уж до пожара мозгов не хватило застраховаться, то во время пожара надо тушить огонь, а не подсчитывать ущерб.

      Удалить
  2. Игры рынка, мозгов не хватило, говорите. Ну-ну. А вы не припомните рыночную стоимость этих самых, гарантированных государством, MBS, непосредственно перед тем как фед начал их скупку по номиналу?
    Да нет, я так думаю что у тех кто на этом "тушении пожара" заработал миллиарды, с мозгами как раз все в порядке. Вы меня извините, но заливая огонь керосином, пожары не тушат. Навыдавал какой-нибудь Santander невозвратных кредитов, вот пусть его владельцы и опрометчивые вкладчики и подсчитывают ущерб. Заодно и пузырь на рынке недвижимости в той же Испании лопнет. А то что предлагает этот Ulrich Bindseil, "размазать" этот ущерб по всей еврозоне, ну так хитрым банкирам только того и надо, они нам еще пожар организуют, только успевай тушить. Хвост так и будет вилять собакой, как вы когда-то писали, если его не прищемить хорошенько и не указать на свое место.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Via4eslav, припомню, очень хорошо припомню. Если бы я, как частное лицо, мог купить, то купил бы. А продавали лишь те, у кого либо не было мозгов, либо не было выбора. Кое-что я и сам продавал, потому что не было выбора. И тех, кто купил по тем ценам, глупо в этом обвинять.

      Ulrich Bindseil анализирует вопросы функционирования разных систем. Пузыри в Испании и Santander к системным вопросам отношение имеют лишь в качестве подсобного материала. Тем не менее, если уж систему довели до кризисного состояния (что совсем не обязательно было делать), то борьба с этим кризисным состоянием предполагает *дотации*. Иначе - хаос. Поэтому керосин - это отсутствие дотаций. Ulrich Bindseil же говорит, что в системе а-ля еврозона дотации по спасению будут более высокими, потому что система не только обладает пониженной способностью к самостабилизации, но даже склонна к дестабилизации. Дискуссия идет исключительно на этом уровне.

      Удалить
  3. Игры рынка, как большому любителю фантастического чтива, предлагается пара ссылок:
    http://spydell.livejournal.com/290374.html
    http://blogs.investfunds.ru/post/31431/
    Что скажете? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что по-вашему spydell доказывает?

      Ради интереса прилагаю два графика, показывающие спрэд между облигациями двух агенств и 30-летними облигациями правительства: Fannie и Freddie

      Как видно на графиках, весь экшн происходил в октябре-ноябре 2008 года, после чего все достаточно быстро вернулось в норму. И с тех пор если что и можно сказать, так это то, что облигации агенств, с исторической перспективы, стали слишком дорогими. Поэтому все остальное, чем spydell занимается за пределами указанного периода, было всем в принципе фиолетово и происходило по добровольным рыночным ценам. Если я правильно понимаю его таблицы, то за указанный период ФРС купила меньше 20 млрд облигаций, прибыль по которым она исправно отсылает назад в бюджет. Кто-то, конечно, накололся, но речь идет о суммах, по самым суперагрессивным подсчетам, не более чем 70-80 базисных пунктов на 20 млрд, что равно где-то 150 млн. Деньги, конечно, но в рамках всего остального, на мой взгляд, нестоящие всего того внимания, которое им уделяется. Тем более что, вновь же, они отсылаются назад в Казначейство, где тратятся согласно существующим политическим желаниям.

      Что касается второй ссылки, то это один из возможных иных способов организации системы. Лично я не испытываю большого восторга от нее, несмотря на всю критику банков и банкиров.

      Удалить
  4. Игры рынка, доказать естественно ничего нельзя, иначе это было бы подсудное дело. Мы можем только сопоставлять факты и пытаться делать выводы. Вот некоторые данные от знакомого вам Егора Сусина (http://ugfx.livejournal.com/270698.html) и еще одного блоггера (http://rusanalit.livejournal.com/984676.html):
    ... всего за 2007-9 месяцев 2008 года «домохозяйства» нарастили ипотечных бумаг в своей собственности с 412 млрд. долларов в начале 2007г. до 840 млрд. долларов в октябре 2008г. Т.е. на 428 млрд. долларов! Т.е. более чем вдвое! ... При этом в 2003 году у «домохозяйств» было на 387 млрд. долларов ипотечных бумаг, а тремя годами позже, в 2006 – 412 млрд. Т.е. до начала кризиса серьезного вкуса к покупке данных бумаг «домохозяйства» не испытывали, но стоило ему начаться…
    ... для того, что бы вложить сотни миллиардов долларов в разгар кризиса ипотечных бумаг именно в эти бумаги, надо было быть уверенным в том, что:

    - ФРС их выкупит

    - ФРС их выкупит выше той цены, по которой их купили вы

    - выкупит их в нужном объеме

    Т.е. еще в 2007 году некто располагающий несколькими сотнями миллиардов долларов свободных средств был уверен, что ФРС через более чем год начнет выкуп этих бумаг. Т.е. некто имел очень серьезные связи (как вариант – влияние) в ФРС
    Проще говоря именно ради того, чтобы эти господа завершили сделку, ФРС "убила" Леман Бразерс, не дав ему - единственному - необходимых для выживания средств, что в октябре 2008 и вылилось в жесточайший финансовый кризис.
    Ну и так далее :)


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Via4eslav, так сказать "правильный" период для анализа - это октябрь-ноябрь 2008 года, что не составляет даже целого квартала. И вам придется сильно постараться, чтобы доказать наличие любого (злого) умысла в действиях ФРС за пределами этого периода. Серьзно! И согласно таблицам spydell, на конец 2008-го года ФРС купила 20 млрд ипотечных облигаций. Лишь эти облигации были куплены по доходности, отличающейся от исторической, что видно по графикам, которые я привел вышел. Это вся сумма, на которую можно ссылаться. И цена вопроса - около 150 млн в год как суперабсолютный максимум. А в реальности, скорее всего, даже не более половины этой сумму и не более половины этого срока. Все остальное - фантазии любителей теорий заговоров и т.п.

      Удалить