Прошедшие в декабре в Японии выборы привели в сокрушительной победе новое-старое правительство во главе с г-ном Абэ к власти. Г-н Абэ уже был у власти ранее. С плачевными результатами. Однако, сокрушительную победу на этот раз ему обеспечила агрессивная экономическая программа. Рынки, слушая его риторику, вняли угрозам, о чем наглядно демонстрирует обменный курс йены,
упавший более чем на 10%.
Самым интересным пунктом экономической программы Абэ является угроза независимости центрального банка, если тот не обеспечит инфляцию в два процента. Для этого центральный банк должен нарастить и расширить покупки каких только можно активов. До тех пор пока инфляция не вырастет до 2 процентов.
Смыслом этих действий было задекларировано "стимулирование" реальных процентных ставок. Якобы отрицательные реальные процентные ставки, т.е. номинальные минус инфляция, должны привести к росту кредитования и, следовательно, экономической активности.
Ведь если, скажем, реальные ставки равны -2%, то ваш кредит через год будет стоить (в реальном выражении) не 100 походов в ресторан, а 98 походов. Т.е. вы получите два похода бесплатно и вам для этого ничего не надо делать. Надо лишь взять кредит и просто подождать. Любой разумный человек согласится на эту ловкость рук, говорит логика экономической теории.
Однако, по некому странному стечению обстоятельств экономическая теория забывает, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. И если вы, как заемщик, получите два бесплатных похода в ресторан, то кто-то иной их должен будет заплатить. Хотя бы потому, что у банковского бухгалтерского баланса, как и у любого другого баланса, активы должны быть равны пассивам. Независимо от уровня реальных процентных ставок.
И кто же этот "другой", кто, согласно новому-старому лидеру Японии, должен лишиться двух походов в ресторан в вашу пользу? И почему лишение его двух походов в ресторан в вашу пользу должно оказать более стимулирующее влияние на японскую экономку?
Но мантра негативных процентных ставок не позволяет задаваться такими простыми макроэкономическими вопросами. Раз написано, что простимулируют, и не одна премия Банка Швеции имени А.Нобеля была выписана по этому вопросу, значит должны простимулировать.
Впрочем, я уже не раз на этих и соседних страницах упоминал, что для стимуляции экономики Японии реальные и номинальные процентные ставки не мешало бы, наверное, повысить, а не понизить. Ведь если население вместо 100 походов в ресторан в этом году получит 102 похода в следующем году, то некоторые, вполне возможно, один раз в ресторан таки и сходят. Что явно делает повышение процентных ставок стимулирующим.
А компаниям, с большего, все равно, сколько платить по кредиту. Их интересует прибыль связанная с ростом продаж, а не процентные расходы. По которым компании к тому же имеют налоговые льготы.
Вот это на самом деле был бы нетрадиционный подход к монетарной политике.
Но я обещаю больше этот вопрос не поднимать. Утомило уже.